skip to Main Content

ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ КУРСА ФИЗИКИ И БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ НАУЧНЫХ РАБОТ В ФИЗИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Записка А. С. Попова, 1901 г. [67].

Главная задача курса физики — дать основы учения об электричестве в таком изложении, чтобы те глубокие взгляды на природу электрических явлений, которые создались благодаря работам М. Фарадея и Д. К. Максвелла, заняли первенствующее положение в науке и после знаменитых опытов Г. Герца не казались недоступными для обыкновенных смертных, а напротив, явились руководящими началами в изучении электротехники.

В настоящее время эта задача становится все более и более осуществимой благодаря новейшим успехам учения об электромагнитных волнах и об электрических колебаниях.

Эта новая область электрических явлений, давшая столь поразительные практические результаты в телеграфировании без проводов на тысячи километров, дает в то же время столь много новых фактов, так быстро расширяет горизонт, что трудно даже предвидеть пределы ее влияния на учение об электричестве. Посему изучение этого нового вида электрической энергии должно занять одно из главных мест в курсе физики.

Прежде всего нужно изложение этого отдела электрических явлений сделать наглядным; и уже теперь определился целый ряд опытов и лекционных приборов, которые нужно осуществить…

Систематическое изучение новых явлений становится возможным только тогда, когда явятся методы и приборы для измерения этого рода электрической энергии; таких почти нет еще, но многие пути для их разработки уже намечены.

Явления электрических колебаний стоят в столь глубокой и непосредственной связи со световыми колебаниями, что и в изложении курса, и в исследованиях невозможно разделить их. Изучение взаимной связи между световыми и электрическими явлениями обогатило уже оба отдела физики и дало много замечательных открытий (открытие Рентгена, Зеемана и др.), представляющих обильный материал как для научной, так и для практической разработки.

Таким образом, намечается ряд работ, простых и доступных молодым начинающим специалистам,— это будут испытания, сравнительная оценка новых измерительных методов и приборов.

Разработка этих методов и приборов, а также ряда текущих вопросов, связанных с изложением курса, легко доступного для постепенного решения их, должна дать много материала для ежедневной будничной работы лаборантов и профессора.

Наконец, целый ряд открытых, но не объясненных ещё явлений в этой области учения об электричестве дает обильный материал для более сложных работ на многие годы.

Некоторые из них, например изучение и техническая разработка различных источников (генераторов) электромагнитных волн, могут повести к совместной работе нескольких лабораторий Института.

Решение всех затронутых здесь задач более, чем где-либо, уместно в лабораториях Института, но пока ни в физической, ни в других лабораториях нет необходимых для этого приборов, а приборы эти, как-то: источники электрической энергии высокого потенциала, электрические измерительные приборы высшей чувствительности, поляризационные оптические приборы и т. п., представляют по сравнению с другими значительную ценность, и только щедрые затраты могут дать условия, необходимые для плодотворных работ как для целей чистой пауки, так и техники.

Примечание


67) (к стр. 167). Журнал Русского физико-химического общества, 1906, т. XXXVIII, ч. физ., вып. 1, стр. 28—29. Записка была опубликована ассистентом А. С. Попова Б. И. Зубаревым, выступавшим 24 января 1906 г. на заседании Физического отделения Русского физико-химического общества с докладом: «Несколько слов о деятельности Александра Степановича Попова в Электротехническом институте».

Back To Top