«24 января 1900 г. 2 часа 15 мин. дня. Командиру «Ермака». Около Лавенсари оторвало льдину с рыбаками. Окажите помощь. Авелан». Именно этой депешею была открыта 121 год назад первая в мире практическая радиолиния «Гогланд — Котка» протяженностью 43,6 километров, строительство которой было вызвано чрезвычайными обстоятельствами.
Так, 13 (25) ноября 1899 года потерпел аварию и сел на камни у южной оконечности острова Гогланд в Финском заливе броненосец «Генерал-Адмирал Апраксин». Руководителем спасательных работ назначили командующего Учебным артиллерийским отрядом контр-адмирала З.П. Рожественского. Зиновий Петрович подключил к участию в спасении броненосца «Бюро для исследования почвы», принадлежавшее горному инженеру Воиславу. Бюро прислало на «Апраксин» техников с двумя станками, оснащенными алмазными бурами для высверливания шурфов в гранитных камнях. Взрыв динамита в шурфах оказывался безвредным для корабля.
Спасательные работы проводил первый в мире ледокол арктического класса «Ермак», построенный вице-адмиралом С.О. Макаровым, который единственный мог справиться с этой сложной задачей. К тому моменту «Ермак» уже вызволил несколько десятков пароходов затертых льдами. В начале «гогландской эпопеи», именно Макаров указывает высшему морскому начальству на важность изобретения Попова Александра Степановича и, особенно, на использование нового средства связи для спасения «Апраксина».
Для налаживания радиосвязи с экипажем корабля и координации работ по установке первой практической радиолинии между двумя островами в Финском заливе Гогланд и Кутсало (возле г. Котки), Морской технический комитет распорядился привлечь к работам изобретателя радио Попова Александра Степановича и блестящего радиотехника Рыбкина Петра Николаевича в качестве научных руководителей.
Прием радиограмм с радиостанции Кутсало на Гогланде осуществили уже 16 (28) января 1900 г., но двусторонняя связь была установлена только 24 января (5 февраля) 1900 г. П.Н. Рыбкин и офицеры броненосца намеревались первую радиограмму (поздравление с именинами) направить в адрес великой княжны Ксении Александровны — сестры императора и августейшей покровительницы их корабля. Но чрезвычайные обстоятельства помешали этому. Из Петербурга в Котку пришла тревожная телеграмма начальника Главного морского штаба адмирала Ф.К. Авелана о необходимости оказать помощь рыбакам, унесенным на оторвавшейся льдине в открытое море. Спасти рыбаков мог только ледокол «Ермак», стоявший на якоре у Гогланда, а передать ему распоряжение из Котки мог только А.С. Попов или один из находившихся рядом с ним телеграфистов и только по радио. Александр Степанович тотчас сел к аппарату и установил двустороннюю радиосвязь с П.Н. Рыбкиным. «Убедившись, что на Гогланде меня понимают, — вспоминал позже ученый, — я приказал передавать депешу…»
Получив принятую П.Н. Рыбкиным радиограмму, капитан «Ермака» приказал разводить пары, и ледокол вскоре вышел в море на поиски рыбаков, а к вечеру следующего дня вернулся с 27 спасенными на борту. В ходе спасательных работ по первой радиотелеграфной линии Гогланд-Кутсало зимой 1899-1900 гг. было передано 440 радиограмм. Броненосец был благополучно снят с камней 12 (25) апреля 1900 года, о чем З.П. Рожественский 14 (27) апреля передал по радио.
В своей книге воспоминаний «Десять лет с изобретателем радио» Петр Рыбкин подробно описал эти события, отметив: «Удачно выполненная Гогландская установка показала всё значение радиотелеграфа для моря, и он был признан обязательным для каждого судна».
В Высочайшем приказе по Морскому ведомству от 31-го января (12 февраля) 1900 года за №278, Государь-Император Николай II объявил: А.С. Попову Высочайшую благодарность по применению изобретенного им телеграфа без проводов и изъявил Монаршее благоволение П.Н. Рыбкину за участие в устройстве сообщения между островом Гогланд и городом Котка.
Радиолюбители, с праздником! И пусть это историческое событие мирового масштаба послужит вам примером!
С уважением, Рыбкина Евгения Юрьевна