skip to Main Content
1899

13 ноября 1899 года

В 3 ч. 32 мин. вследствие навигационной ошибки броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», следовавший из Кронштадта в Либаву на зимовку, наскочил на прибрежные камни о. Гогланд в Финском заливе.

14 ноября 1899 года

Проходившему мимо о. Гогланд крейсеру «Адмирал Нахимов» семафором с броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» сообщили об аварии и попросили прислать буксиры.

10 декабря 1899 года

Председатель МТК вице-адмирал И.М. Диков докладывает управляющему Морским министерством П.П. Тыртову о возможности устройства беспроводной связи броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» с материком, указывая, что А.С. Попов может быть научным руководителем при организации этой операции.

10 декабря 1899 года

Получив согласие П.П. Тыртова, МТК просит Главный морской штаб командировать на о. Гогланд сроком на 1 месяц А.С. Попова, П.Н. Рыбкина и А.А. Реммерта, а Главное управление кораблестроения и снабжений распорядиться о выдаче им путевого довольствия.

15 декабря 1899 года

Управляющий Морским министерством приказал командировать на о. Гогланд капитана 2 ранга И.И. Залевского руководителем работ по созданию радиолинии о. Гогланд – г. Котка.

15 декабря 1899 года

А.С. Попов, П.Н. Рыбкин и заведующий МОК капитан 2 ранга Н.Д. Дабич обсудили план работ по устройству радиолинии между о. Гогланд и материком с капитаном 2 ранга И.И. Залевским, назначенным руководить этими работами.

17 декабря 1899 года

Последовало отношение МТК в Главный морской штаб о дополнительном командировании на о. Гогланд И.И. Залевского с просьбой уведомить об этом: Главного командира Кронштадтского порта, командира Ревельского порта, контр-адмирала Ф.И. Амосова и Финляндского генерал-губернатора.

16–22 декабря 1899 года

В Петербурге окончательно сформирован состав экспедиции по строительству радиолинии. Ее участники разделились на две партии. В гогландскую партию вошли И.И. Залевский, П.Н. Рыбкин, электротехник Семен Славнов, телеграфисты С. Савик и Ф. Кулаков. Вторая партия отправлялась в г. Котку (Финляндия), который соединен проводным телеграфом с Петербургом и Кронштадтом. В нее вошли: лейтенант А.А. Реммерт, А.С. Попов, капитан Д.С. Троицкий, минный квартирмейстер А. Безденежных, телеграфисты кронштадтского порта Кикит, Петров, Штафетов и Соколов.

23 декабря 1899 года

Начальник ГМШ Ф.К. Авелан телеграммами извещает командиров Свеаборгского и Ревельского портов о начале Гогландской операции.

27 декабря 1899 года

А.А. Реммерт докладывает рапортом председателю МТК о ходе работ по организации радиолинии.

1900

4 января 1900 года

А.А. Реммерт и А.С. Попов подписывают контракт с финским крестьянином Виктором Брунилой на аренду участка земли на о. Кутсало для строительства радиостанции вблизи города Котки. В тот же день завершили сборку домика для станции, но аппаратуру в нем не монтировали до возведения мачты.

5 января 1900 года

Подан рапорт И.И. Залевского Главному инспектору минного дела К.С. Остелецкому о подготовительных работах по оборудованию радиостанции на о. Гогланд.

7 января 1900 года

А.С. Попов прибыл в г. Котку и вместе с А.А. Реммертом испытывал приборы для радиостанции.

8 января 1900 года

А.С. Попов провел занятия с радиотелеграфистами, выяснил, что экспедиция на о. Гогланд во главе с И.И. Залевским и П.Н. Рыбкиным задерживается, и 9 января уехал в Кронштадт.

11 января 1900 года

Подан рапорт А.А. Реммерта председателю МТК о подготовительных работах по оборудованию радиостанции на о. Кутсало.

13 января 1900 года

А.С. Попов приехал в Котку, вечером демонстрировал приборы посетившим радиостанцию ст. механику финляндского телеграфного округа, начальнику телеграфной конторы г. Котки и механику первого участка первого телеграфного округа г. Выборга.

13 января 1900 года

И.И. Залевский телеграммой информирует К.С. Остелецкого о выходе его группы из Ревеля на о. Гогланд на ледоколе «Ермак».

14 января 1900 года

И.И. Залевский, П.Н. Рыбкин и личный состав гогландской партии прибыли к месту аварии броненосца и приступили к разгрузке строительных материалов для домика и мачты.

15 января 1900 года

А.С. Попов и П.Н. Рыбкин занимались установкой первой в мире практической радиостанции (сейчас на этом месте установлен на о. Гогланд обелиск).

15 января 1900 года

Из МТК послан ответ А.А. Реммерту на его рапорт от 11 января.

16 января 1900 года

В 10 ч. 10 мин. утра радиостанция на о. Кутсало (г. Котка) начала работу, используя антенну, поднятую на воздушном змее, с высотой проводника около 15 сажен (30 м). Закончена установка мачты высотой 150 футов (46 м). Второй раз в эфир вышли в 14 ч. 03 м. с использованием стационарной мачты. Третий выход в эфир был произведен в 15 ч. Начали ведение рабочего журнала радиостанции на Котке.

16 января 1900 года

На Гогланде начала работу временная радиостанция, смонтированная на ледоколе «Ермак». Были приняты фрагменты радиограмм, переданных радиостанцией о. Кутсало. Антенный провод поднимался с помощью воздушного змея.

17 января 1900 года

А.А. Реммерт уезжает по делам службы в Петербург. А.С. Попов непосредственно осуществляет руководство работой станции. На Кутсало прибыли с Гогланда офицеры с почтой, доставившие письмо И.И. Залевского о ходе работ на Гогланде. А.С. Попов написал ответное письмо.

18 января 1900 года

Временная радиостанция на «Ермаке» приняла первую полную радиограмму с о. Кутсало.

18 января 1900 года

Отправлено письмо А.С. Попову от И.И. Залевского о приеме на Гогланде радиограмм 16 и 18 января.

19 января 1900 года

А.С. Попов выехал из Котки в Петербург и далее в Кронштадт.

22 января 1900 года

Контр-адмиралу З.П. Рожественскому поручено «наблюдение и направление хода работ по снятию броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» с камней».

23 января 1900 года

Завершено строительство радиостанции на о. Гогланд.

23 января 1900 года

А.А. Реммерт докладывает рапортом в МТК о своей деятельности на о. Кутсало с 12 января.

24 января 1900 года

А.А. Реммерт дополнительно докладывает рапортом об установлении двухсторонней связи с Гогландом, отмечая слабую слышимость и атмосферные помехи приему.

24 января 1900 года

А.С. Попов, приехав на радиостанцию на о. Кутсало, узнав, что впервые установлена связь со станцией на о. Гогланд, распорядился передавать накопившиеся радиограммы. В этот день П.Н. Рыбкин принял первую в мире официальную радиограмму на о. Гогланд (по открытому им способу детекторного приема), переданную А.С. Поповым, с указанием командиру ледокола «Ермак» оказать содействие спасению рыбаков, унесенных в море на отколовшейся льдине.

25 января 1900 года

А.С. Попов, находясь на о. Кутсало, делает следующую запись в рабочей тетради: «Обменялись телеграммами с Гогландом!» и набрасывает черновик телеграммы жене: «Посадская, д. Степанова, Поповой. Сегодня получил две ответные телеграммы Гогланда. Камень передний удален полностью. Ермак ушел за рыбаками четыре утра. Попов».

25 января 1900 года

В ГМШ подготовлено решение о порядке работы радиолинии о. Гогланд–Котка после установления надежной связи.

25 января 1900 года

А.С. Попов телеграфирует заведующему МОК - Н.Д. Дабичу, используя текст чернового наброска телеграммы для Р.А. Поповой. Жене телеграфирует на следующий день: «Опыты удались. Здоров. Попов».

26 января 1900 года

На имя Попова в г. Котку поступили телеграммы из Кронштадта: «Минный офицерский класс душевно поздравляет своего сослуживца с блестящим осуществлением практического применения его талантливого изобретения и шлет свои наилучшие пожелания дальнейшего успеха. Дабич»; «Поздравляем ура! Пичугин, Беклемишев, Македонский»; «От имени всех кронштадтских моряков сердечно приветствую Вас с блестящим успехом Вашего изобретения. Открытие беспроводного телеграфного сообщения от Котки до Гогланда на расстоянии 43 верст есть крупная научная победа. Макаров». Адмирал С.О. Макаров поздравил также жену А.С. Попова.

26 января 1900 года

Адмирал С.О. Макаров телеграфирует министру финансов С.Ю. Витте о работе радиолинии между о. Гогланд и Коткой.

26 января 1900 года

Главный морской штаб сообщает И.И. Залевскому и А.А. Реммерту о разрешении управляющего Морским министерством «по организации правильного действия устроенных станций для телеграфирования без проводов между о. Гогланд и Коткой вернуться в С.-Петербург указанным офицерам, а также А.С. Попову и П.Н. Рыбкину, оставив на упомянутых пунктах необходимое число специалистов для дальнейшего успешного действия станций».

27 января 1900 года

Вечером в 19 часов А.С. Попов выезжает из Котки в С.-Петербург по делам службы.

29 января 1900 года

А.А. Реммерт пишет А.С. Попову с о. Кутсало об уверенной радиосвязи несмотря на штормовую погоду и просит привезти реостат, вольтметр и листовую резину.

30 января 1900 года

Письмо А.А. Реммерта с описанием случаев образования искр при приеме радиосигналов.

4 февраля 1900 года

А.А. Реммерт докладывает рапортом в МТК о своей деятельности на о. Кутсало с 23 января по 4 февраля. Отмечает, что для А.С. Попова работа по организации радиолинии «даст ценные результаты».

10 февраля 1900 года

Руководящий спасательными работами на о. Гогланд контр-адмирал З.П. Рожественский подписал распоряжение о порядке работы Гогландской радиостанции.

11 февраля 1900 года

А.С. Попов отправляет письмо А.А. Реммерту на о. Кутсало.

17 февраля 1900 года

МТК в соответствии с рапортом А.А. Реммерта от 14 февраля возбуждает ходатайство о поощрении нижних чинов — участников Гогландской операции.

18 февраля 1900 года

Письмо А.А. Реммерта с о. Кутсало А.С. Попову в ответ на его письмо от 11 февраля с сообщением о поломке и ремонте мачты.

7 марта 1900 года

Письмо А.А. Реммерта с о. Кутсало А.С. Попову о строительстве мачты в Котке высотой 200 футов для опытов в течение всего лета.

7 марта 1900 года

Отношение начальника ГМШ Ф.К. Авелана к контр-адмиралу З.П. Рожественскому по вопросу о спасении финских рыбаков ледоколом «Ермак» и представлении к награде отличившихся в этом деле.

Апрель 1900 года

Письмо А.С. Попову от Е.В. Колбасьева о его работе на Гогландской радиостанции после завершения операции по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».

8 мая 1900 года

И.И. Залевский представил подробный отчет о создании станции беспроволочного телеграфа на о. Гогланд и ее работе.

13 ноября 1900 года

Письмо от Э. Дюкрете с приложением вырезки из газеты «Le courrier» со статьей «La Telegraphie Sans fil», посвященной применению беспроволочного телеграфа системы А.С. Попова при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».

Back To Top