skip to Main Content
1899

4 марта 1899 года

Прибытие в Кронштадт вице-адмирала С.О. Макарова на первом в мире ледоколе арктического класса «Ермак». Только что построенный в Ньюкасле (Англия) корабль встречали с особым торжеством.

7 марта 1899 года

Отец Иоанн Кронштадтский отслужил молебен на борту ледокола «Ермак». На молебствии присутствовал вице-адмирал С.О. Макаров.

29 октября 1899 года

Заведующий МОК направляет рапорт за № 666 Главному командиру Кронштадтского порта с приложением подлинного рапорта А.С. Попова и поддержкой его предложения. Резолюция С.О. Макарова: «Разумеется пользоваться и продолжать дело» сообщена Н.Д. Дабичу 3 ноября 1899 г.

6 декабря 1899 года

Высочайшим приказом вице-адмирал Степан Осипович Макаров назначен главным командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта.

Океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, изобретатель минного транспорта С.О. Макаров активно сотрудничает с Минным офицерским классом, именно он способствует внедрению радио на флоте. В начале «гогландской эпопеи» указывает высшему морскому начальству на важность изобретения А.С. Попова и, особенно, на использование нового средства связи для спасения броненосца «Генерал-Адмирал Апраксин». К спасательным работам был привлечен построенный Макаровым первый в мире ледокол арктического класса «Ермак».

1900

21 апреля 1900 года

А.С. Попов в письме С.О. Макарову сообщает подробности применения беспроволочного телеграфа в работах по снятию с камней броненосца береговой обороны «Генерал-Адмирал Апраксин» для его книги «Ермак во льдах».

26 апреля 1900 года

Вице-адмирал С.О. Макаров направляет А.С. Попову поздравительное письмо в связи с тем, что его «непрерывные труды» по внедрению радиосвязи на судах флота отмечены Государем Императором и в вознаграждение ему выдается 33 000 рублей.

6 мая 1900 года

Главный командир Кронштадтского порта С.О. Макаров письмом в ГУКиС просит сообщить, «на каких новых судах предполагается установить приборы для телеграфирования без проводов и кто будет их заготовлять и устанавливать».

11 мая 1900 года

В.П. Верховский, отвечая С.О. Макарову, сообщает о заказе приборов телеграфирования без проводов для броненосца «Пересвет» и крейсера «Громобой».

11 июля 1900 года

С.О. Макаров сообщает в МТК предложения по организации радиомастерской в Кронштадте, которые были выработаны в ходе совместного обсуждения с А.С. Поповым, электротехником порта и мастером мастерской динамомашин.

23 сентября 1900 года

Морской технический комитет отправил вице-адмиралу С.О. Макарову указание: «Управляющий Морским министерством приказал принять меры к тому, чтобы аппараты и все необходимые предметы телеграфирования без проводов могли быть изготовлены у нас самих в России и не зависеть от заграничных заводов. О чем Главное управление кораблестроения и снабжений сообщает Вашему Превосходительству для соответствующих распоряжений».

1901

10 января 1901 года

А.С. Попов подает докладную записку Главному командиру Кронштадтского порта С.О. Макарову о снабжении кораблей, уходящих в Тихий океан, приборами для телеграфирования без проводов. Отмечает, что всего до настоящего времени было приобретено 15 станций. В ближайшее время потребуется 9 станций. «Мастерская Кронштадтского порта только теперь приступает к делу... Я предполагаю приступить к изготовлению 4 новых станций одновременно..., установить эти приборы только на судах, предположенных к отправлению будущей осенью, для готовых же судов необходимо возможно скорее заказать приборы опять в Париже у Дюкрете».

9 марта 1901 года

Подписан Приказ Главного командира Кронштадтского порта № 126: «Для успеха дела по установке на судах флота приспособлений беспроволочного телеграфирования назначаю в помощь к заведывающему этими работами коллежскому советнику Попову для ближайшего наблюдения за этими работами на судах командира канонерской лодки «Мина» лейтенанта Шульца 2-го с выдачей ему за все время действительного исполнения работ особого Высочайше разрешенного вознаграждения по 50 рублей в месяц и с освобождением от исполнения обязанностей по экипажу и порту. Вице-адмирал Макаров».

1901 год

Вышла в свет книга С.О. Макарова ««Ермак» во льдах», в которой на с. 329 и далее рассказано об использовании радиосвязи (первой линии военного радиотелеграфа) при проведении аварийных работ по спасению севшего на камни броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».

1902

18 июля 1902 года

Вице-адмирал С.О. Макаров направляет доклад управляющему Морским министерством П.П. Тыртову о необходимости создания условий А.С. Попову для усовершенствования аппаратуры беспроволочного телеграфа.

1 сентября 1902 года

Отец Иоанн Кронштадтский в присутствии адмирала С.О. Макарова и многочисленных горожан совершил молебен на месте будущего Морского собора в Кронштадте.

1903

8 мая 1903 года

Состоялось торжество по закладке Морского собора в Кронштадте, в котором участвовали император Николай II, главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С.О. Макаров и настоятель Кронштадтского Андреевского собора Иоанн Кронштадтский.

1904

27 января 1904 года

Началась Русско-японская война.

9 февраля 1904 года

С началом русско-японской войны Вице-адмирал С.О. Макаров получил назначение командующим флотом Тихого океана. Сдав дела и обязанности главного командира Кронштадтского порта, он отправился в Порт-Артур (ныне - Люйшунь, Китай). В день отъезда из Кронштадта Степан Осипович пришел в Андреевский собор к ранней литургии, которую служил отец Иоанн Кронштадтский, исповедался у него и причастился Христовых Тайн. Прощаясь с отъезжающим и благословляя его, отец Иоанн сказал: «Желаю тебе быть мужественным и получить венец!». Слова отца Иоанна стали пророческими.

22 февраля 1904 года

Командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О. Макаров направляет в Санкт-Петербург две телеграммы, в которых возбуждает перед руководством Морского ведомства вопросы о необходимости иметь на Тихоокеанском театре войны станции беспроволочного телеграфирования с дальностью действия до 300 миль и о целесообразности рассмотрения поступившего из США от профессора Фессендена предложения о поставке для русского флота станций с дальностью действия до 750 миль (над сушей). По обоим вопросам руководство Морского ведомства привлекает в качестве эксперта А.С. Попова.

24 февраля 1904 года

Прибытие в Порт-Артур вице-адмирала С.О. Макарова, назначенного вместо вице-адмирала О.В. Старка командующим Тихоокеанским флотом. С его прибытием действия флота в Порт-Артуре стали значительно активнее. Более напряженно проводились тренировки экипажей кораблей, в том числе и минеров, заведовавших телеграфом на кораблях.

27 февраля 1904 года

С.О. Макаров знакомясь с состоянием кораблей в Порт-Артуре, отметил, что при совместном плавании эскадры «беспроволочный телеграф на «Новике» во время хода совсем не действует», и поэтому нельзя было «подать депешу на крейсер «Диана», державшийся в пяти милях». Беспроволочный телеграф на «Новике» был изготовлен фирмой «Дюкрете-Попов», а на «Диане» - кронштадтской мастерской. Оба – в 1901 году.

2 марта 1904 года

МТК представляет управляющему Морским министерством доклад по существу возбужденных вице-адмиралом С.О. Макаровым вопросов, касающихся беспроволочного телеграфирования. Текст доклада содержит прямые указания на участие А.С. Попова в технической экспертизе.

7 марта 1904 года

Подписан С.О. Макаровым приказ, который вошел в историю, определивший принцип использования беспроволочного телеграфа. В нем на первое место поставлена борьба за соблюдение скрытности обмена телеграммами, постоянное ведение радиоразведки и организация радиопеленгования.

31 марта 1904 года

В 7 часов утра командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О. Макаров вышел в море на эскадренном броненосце «Петропавловск», а спустя два с половиной часа корабль подорвался на японских минах и затонул в двух милях от маяка на Тигровом полуострове близ Порт-Артура. Погиб эскадренный броненосец «Петропавловск» — флагманский корабль Тихоокеанской эскадры. Вместе с ним и большей частью экипажа героически погиб и вице-адмирал Макаров.

1913

Июнь 1913 года

После подъёма броненосца «Петропавловск» были погребены останки вице-адмирала Степана Осиповича Макарова в г. Дайрен (ныне - Далянь, Китай) на кладбище погибших русских моряков.

Back To Top